Официальное трудоустройство подразумевает собой оформление ряда соответствующих бумаг.
Каждая из таковых должна быть составлена грамотно и включать в себя всю необходимую информацию.
Для некоторых документов разработаны унифицированные формы, установленные на законодательном уровне, для других – таковых может не быть.
В данной статье будут представлены нюансы и правила, которые необходимо учитывать при оформлении заявления о приеме на работу.
Обязательно ли писать работнику по Трудовому кодексу?
Нужно ли писать заявление указанного образца – неоднозначная тема.
Для получения точного ответа на данный вопрос следует изучить информацию, отраженную в 65 статье ТК РФ.
В ней указаны документы, которые трудоустраивающийся гражданин должен предоставить работодателю в обязательном порядке. К таковым относятся:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- трудовая – при наличии предыдущих мест официального трудоустройства;
- военный билет (в случае, если гражданин относится к категории военнообязанных);
- СНИЛС;
- документы, подтверждающие факт наличия соответствующего образования (диплом, аттестат и т.п.).
Заявления в данном списке нет. Следовательно, оно не входит в перечень документов, обязательно подлежащих оформлению.
В частных случаях работодатель вправе запросить от потенциального работника ряд других бумаг.
К примеру, справку об отсутствии судимости.
Основная сущность заявления – документальное изъявление желания заниматься ведением своей профессиональной деятельности официально.
При возникновении проблем работодатель сможет подтвердить, что трудящийся сам выступил с инициативой трудоустройства.
Есть сотрудники, являющиеся исключениями. В ФЗ №25 и №79 указано, что в обязательном порядке заявление составляется в том случае, если гражданин устраивается на работу в муниципальное или государственное учреждение.
В остальных случаях необходимость его составления определяется сторонами трудовых отношений самостоятельно.
Как оформить приказ о приеме на работу — заполнение форм Т-1 и Т-1а.
Правила оформления заявки
В компании может существовать специальный бланк, предназначенный для оформления заявлений. Если таковой предусмотрен, будущему работнику достаточно составить документ по указанному образцу.
В процессе разработки заявления руководство предприятия может включать в него практически любые пункты.
При отсутствии фирменного образца работник оформляет заявление самостоятельно.
При оформлении документа необходимо придерживаться стандартных правил ведения документооборота. Текст должен излагаться в деловом стиле, без ошибок и исправлений.
В заявлении обязательно отражается информация как о потенциальном сотруднике, так и работодателе.
Заявление выступает в качестве своеобразного соглашения. В нем должны присутствовать сведения о характере работы – на полную или половину ставки, а также дата первого рабочего дня трудящегося.
Не менее важный момент – проставление подписей и даты. В документе должна стоять точная дата его составления, а также личная подпись его составителя.
Как правильно составить – основные реквизиты формы
В большинстве случаев структура заявления примерно одинакова.
Шапка документа включает в себя стандартную информацию. К таковой относят:
- адресат – инициалы главного руководителя организации, его должность;
- полное наименование компании;
- организационно-правовая форма учреждения;
- заявитель – инициалы, при необходимости адрес.
Далее следует наименование документации, которое пишется в середине строки.
После этого идет основная часть – суть заявления.
Заключительной частью составления обращения считается проставление в нем подписи составителя с расшифровкой. Вместе с ней ставится дата написания текста.
Адресатом заявления чаще всего является генеральный директор фирмы. Если гражданин устраивается на работу к индивидуальному предпринимателю, заявление составляется аналогичным образом.
Единственное существенное отличие – указание должности руководителя. В ситуации с ИП так и пишется – индивидуальному предпринимателю.
Как подписать текст с просьбой о принятии в организацию?
Основная часть документа, которая должна располагаться после наименования заявления, включает в себя информацию о нюансах трудоустройства.
В частности, в данном разделе может присутствовать информация следующего характера:
- должность, которую хочет занять лицо, составившее заявление;
- точная дата начала выполнения своих должностных обязанностей, т.е. дата первого рабочего дня;
- наименование структурного подразделения, в котором планирует трудиться заявитель;
- характеристика работы – основная или по совместительству;
- величина заработной платы;
- продолжительность испытательного срока – при его наличии.
Следует учитывать, что приведенный пример структуры заявления является примерным. В каждом случае все индивидуально.
В документе отражается та информация, которая обсуждалась соискателем и его потенциальным работодателем заранее.
Заявление может быть написано письменно, или распечатано в электронном виде.
Допускается использование любого варианта, наиболее подходящего для сторон трудовых отношений.
При необходимости специалисты отдела кадров могут обратиться к трудоустраивающемуся с просьбой оформления дополнительного документа, подтверждающего, что потенциальный сотрудник знает свои права и обязанности.
Данный вопрос также может быть оформлен в качестве дополнительного пункта в заявлении о приеме на работу.
Скачать типовые образцы написания
Скачать образец заявления о приеме на работу:
Срок рассмотрения работодателем
Трудовым законодательством, действующим на территории РФ, не установлено точного срока, в течение которого работодатель должен дать ответ потенциальному сотруднику на его заявление о приеме на работу.
На практике все происходит достаточно быстро – ответ заявитель получает в течение нескольких дней.
В данном случае можно руководствоваться сведениями, отраженными в ФЗ под названием «Об обращениях граждан». Согласно нормативному акту, срок получения ответа на заявления граждан – 1 месяц.
Как ставится резолюция руководителя?
Виза директора ставится в верхней левой части заявления.
Если документ оформляется на фирменном бланке компании, она уже может быть напечатана на нем заранее.
При принятии решения работодателю достаточно поставить в ней свою подпись.
Существуют различные варианты текста резолюции.
Чаще всего при постановке визы директора встречаются такие образцы:
- принят на работу в отдел кадров с 01.03.2019 г., ФИО, подпись и дата;
- не возражаю. Отделу кадров – оформить в установленном порядке. ФИО, подпись и дата
Сколько хранится – время хранения
Заявления о приеме на работу имеют определенный срок хранения.
Если документ был оформлен ранее 2003 года, он должен хранится 75 лет. Если позже – 50 лет.
Данные правила касаются заявлений граждан, принятых на работу. В ситуации, когда работодатель не принял на работу заявителя, его документ хранится в компании 3 года.
Выводы
Заявление о приеме на работу – документ, носящий статус необязательного. Трудовое законодательство допускает вариант его отсутствия. Решение о его оформлении остается за работодателем.
При составлении документа заявителю необходимо придерживаться его стандартной структуры или воспользоваться образцом, разработанным на предприятии (при наличии такового).
Заявление имеет определенный срок хранения, который, начиная с 2003 года, для граждан, принятых на работу, составляет 50 лет.