В самом начале сотрудничества между сторонами трудовых отношений заключается соответствующий документ — трудовой договор.
В него вносится вся подробная информация, касающаяся рабочего процесса.
При осуществлении своей деятельности работодатель и трудящийся гражданин в обязательном порядке должны соблюдать правила, отраженные в документации такого характера.
Возникают ситуации, при которых условия труда специалиста меняются.
В такой ситуации происходит внесение корректировок в трудовой договор. Согласно 74 статье ТК РФ, такое право появляется у работодателя в том случае, если прежние производственные условия не могут быть сохранены.
При несогласии с существенными изменениями работник вправе уволиться. В такой ситуации необходимо соблюдать определенную тактику действий.
Порядок расторжения трудового договора при существенных переменах
Тема увольнения по причине внесения существенных изменений в принятые ранее условия труда регламентирована 77 статьей ТК РФ, в частности, 7 пунктом.
Проанализировав информацию, присутствующую в нормативном акте, можно сделать вывод, что при расторжении трудового договора в данной ситуации необходимо придерживаться особенной тактики действий.
В общих чертах можно выделить основные этапы действий сотрудничающих сторон:
- Шаг 1. Издание приказа о внесении существенных изменений в установленные ранее условия труда (организационные или технологические).
Организационными изменениями принято считать:
- изменение режима труда и отдыха;
- внесение корректировок в структуру управления учреждением;
- введение новых трудовых форм (бригадных, арендных, подрядных);
- изменение/замена трудовых норм;
- перераспределение нагрузок в определенных структурных подразделениях или должностях.
Технологические изменения могут заключаться в следующем:
- начало использования инновационных производственных технологий;
- начало использования новейшего специализированного оборудования;
- внедрение новшеств в обустройство рабочих мест;
- разработка и дальнейшее производство новой продукции;
- изменение/внедрение новых регламентов технического типа.
- Шаг 2. Регистрация приказа.
Данные о распоряжении вносятся в специальный документ, в котором регистрируются все бумаги подобного характера.
Выполнением данного действия должен заниматься специально назначенный ответственный сотрудник.
- Шаг 3. Уведомление трудящихся о внесении существенных изменений.
В обязательном порядке должен быть проинформирован об изменениях условий труда каждый сотрудник, которого затрагивает эта тема. Уведомление оформляется письменно.
В нем должна присутствовать информация о последствиях, которые могут быть спровоцированы получением отказа сотрудника о продолжении работы в компании.
При отправке документа важно соблюдать определенные сроки. Работник должен получить уведомление не позднее, чем за несколько месяцев до их принятия.
В каждом экземпляре (их должно быть 2) свои подписи оставляет работодатель и лицо, получившее бумагу.
- Шаг 4. Регистрация уведомлений.
Процедура, аналогичная шагу 2.
- Шаг 5. Получение отрицательного ответа от работника.
Оформление этого документа сотрудником свидетельствует о том, что он отказывается трудиться в новых рабочих условиях и согласен с последствиями, т.е. увольнением.
- Шаг 6. Регистрация отказа.
Ответственный сотрудник вносит сведения о документе, в котором содержится отказ сотрудника работать в новых трудовых условиях, в соответствующий журнал учета.
- Шаг 7. Предложение другой работы.
Если на предприятии присутствует другая вакантная должность, которая соответствует уровню профессиональной квалификации, состоянию здоровья и другим характеристикам трудящегося, руководитель обязан предложить работнику занять эту ее.
Допускается предложение одновременно нескольких вакансий на выбор.
- Шаг 8. Регистрация предложения.
- Шаг 9. Получение отрицательного ответа работника.
Трудящемуся не обязательно оформлять отдельную бумагу. При желании можно оставить отказ в полученном уведомлении.
- Шаг 10. Составление уведомления об увольнении.
В нем обязательно указывается причина расторжения договора, его дата и т.д.
- Шаг 11. Регистрация уведомления
- Шаг 12. Издание приказа об увольнении.
При его составлении необходимо руководствоваться формой Т-8.
- Шаг 13. Регистрация приказа.
- Шаг 14. Выплата полагающихся денежных сумм и выдача трудовой документации.
Данные действия должны быть выполнены в день расторжения трудовых отношений.
Какие документы нужно оформить?
При увольнении по причине несогласия работать в обновленных условиях труда оформляются сопутствующие документы. Большинство из них составляется стандартным образом.
- Приказ о внедрении существенных изменений.
В нем указывается характеристика каждого изменения, их подробное описание. Дата, с которой они начинают действовать.
- Уведомление об изменениях.
Оформляется в свободной форме. Отправляется сотруднику заблаговременно — за 2 месяца до принятия существенных изменений.
- Отказ работника.
Если работник не согласен работать в новых условиях, он обязан письменно уведомить об том работодателя. Возможно отразить свой отказ на уведомлении, полученном от руководителя.
- Предложение другой вакансии.
Если свободных подходящих должностей несколько, в документе отражается информация о каждой из них.
Если работник не согласен перевестись на вакантную работу, он пишет отказ, который оформляется также, как отказ работать в новых условиях.
- Уведомление об увольнении.
Включает в себя дату и причину увольнения.
- Приказ о расторжении трудового договора.
Должен содержать в себе ссылку на статью ТК РФ, а также основание для увольнения.
Запись в трудовой книжке работника
В день увольнения работодатель выдает сотруднику трудовую, в которой уже должна стоять запись о расторжении трудовых отношений.
В случае, если причина увольнения — изменение условий труда, запись может выглядеть так:
“Уволен в связи с отказом от продолжения сотрудничества по причине изменения условий трудового договора, п.7 ст. 77 ТК РФ”.
Также запись может начинаться со слов: “Трудовой договор расторгнут по причине”. Оба варианта являются правильными.
Помимо этого в трудовой отражаются сведения о приказе об увольнении и специалисте, сделавшем запись.
Следует учесть, что заполнение трудовых книжек — обязанность сотрудников отдела кадров.
Полезное видео
О порядке внесения изменений в условия трудового договора по инициативе работника и работодателя, подробно рассказано в данном видео:
Выводы
При необходимости работодатель может внести изменения в трудовые условия, отраженные в договоре, заключенном между ним и сотрудником в начале его трудоустройства.
ТК РФ определяет, что руководитель может сделать это только в том случае, если прежние условия труда не подходят для настоящей обстановки.
Сотрудник вправе отказаться от работы в обновленных условиях. В таком случае он увольняется. Данный процесс при этом оформляется в соответствии с установленными правилами.
Перед тем как расторгнуть договор, работодатель должен предложить работнику перевестись на другую должность, если имеется подходящая. Увольнение происходит только после получения отказа трудящегося.