На практике часто возникают ситуации, при которых работодатели оформляют на работу иностранных граждан.
При трудоустройстве таких лиц должны быть соблюдены все правила, установленные на законодательном уровне.
Для того чтобы правомерно проживать на территории РФ, иностранец должен получить вид на жительство (ВНЖ).
Документация указанного образца представляет собой официальное подтверждение наличия у гражданина данного права.
Если человек, имеющий ВНЖ, не имеет гражданства, акт автоматически выступает в качестве документа, удостоверяющего его личность.
Разрешение на проживание в России выдается только при условии того, что иностранец по временному разрешению прожил в РФ 1 год.
Некоторым гражданам предоставляются льготные условия, при которых они могут получить вид на жительство, не дожидаясь истечения 12 месяцев.
К примеру, воспользоваться таким правом могут жители Беларуси.
Как принять иностранца с ВНЖ в России?
Трудовым законодательством РФ предусмотрен вариант трудоустройства на территории страны представителей других государств. Оформление таких работников с соблюдением всех необходимых норм – обязательно.
В общих чертах можно сказать, что процедура оформления на работу иностранцев аналогична трудоустройству граждан РФ.
Тем, кто владеет видом на жительство, не нужно получать какие-либо дополнительные документы. К примеру, патент. Как принять иностранца с патентом?
Иностранцы с видом на жительство вправе претендовать на такие же возможности, как граждане России. В частности, это касается следующих моментов:
- возможность самостоятельного выбора профессии;
- возможность получения оплаты за осуществление своей профессиональной деятельности;
- право на предоставление безопасных производственных условий со стороны работодателя;
- право оформления отпуска и т.д.
Принимая на работу иностранца важно помнить, что далеко не на каждую должность может быть принято лицо с видом на жительство.
Законодательными актами РФ установлено, что представители зарубежных стран не могут работать в следующих направлениях:
- государственная и военная служба;
- органы государственной безопасности.
Кроме этого существуют другие ограничения, которые касаются конкретных профессий.
К примеру, для того чтобы работать в медицинской сфере деятельности, иностранцу необходимо подтвердить уровень своей профессиональной квалификации. Аналогичное правило действует по отношению к водителям.
Сама процедура приема на работу представителя зарубежных стран включает в себя несколько последовательных этапов.
Краткая характеристика каждого из этапов выглядит следующим образом:
- Предоставление иностранным гражданином пакета необходимой документации.
- Требование работодателем вида на жительство и последующее предоставление документа потенциальным работником.
- Заключение трудового договора.
- Издание приказа о приеме на работу иностранца с видом на жительство.
- Оформление новому сотруднику трудовой книжки.
- Оформление личной карточки и другой подобной документации.
Следует учесть, что данная технология действия актуальна только при условии, что гражданин является обладателем вида на жительства. При отсутствии данного документа действия работодателя будут иными.
Как принять на работу с разрешением на временное проживание?
Оформление документов
При трудоустройстве иностранного лица, как и в стандартных ситуациях, соискатель должен предоставить работодателю ряд документов.
Если гражданин имеет официальное разрешение на проживание на территории РФ, перечень документов выглядит следующим образом:
- удостоверение личности. В качестве такового может выступать паспорт или другой документ с фотографией и основной информацией о гражданине;
- документ, подтверждающий факт медицинского страхования лица;
- вид на жительство;
- ИНН;
- справка о судимостях (об их наличии/отсутствии);
- трудовая (в ситуации, когда иностранец устраивается на работу не впервые);
- пенсионное (предоставляется по аналогии трудовой книжки);
- документы об образовании – дипломы, аттестаты и т.д.
В отдельных случаях пакет обязательных для предоставления бумаг может быть дополнен другими документами. Информация такого характера должна присутствовать в локальных актах компании.
После получения и проверки документов сторонам трудовых отношений следует придерживаться стандартной схемы.
Первоначально работник составляет заявление. при этом следует учитывать, что это не обязательный момент, который можно опустить.
Одним из главных этапов оформления трудоустройства, который нельзя пропустить, является заключение соответствующего соглашения.
Практически в каждой организации разработана форма договора. Именно ей и следует руководствоваться при его заключении.
В соглашении отражается информация о работодателе и работнике, а также нюансы сотрудничества. Среди таковых нужно отметить величину заработной платы, график работы, технология предоставления дней отдыха, права обеих сторон и т.д.
Далее руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу иностранца. для этого он может воспользоваться унифицированной формой или образцом, разработанным специалистами организации.
Вместе с этим оформляется индивидуальная документация работника – личное дело, карточка и другие бумаги подобного типа.
Выводы
Российское трудовое законодательство не запрещает работодателям принимать на работу представителей иностранных государств, имеющих вид на жительство.
Наличие данного документа позволяет им работать на территории РФ без необходимости получения разрешения или патента. Уведомлять МВД о приеме иностранного работника, если он имеет ВНЖ, не нужно.
Трудоустройство иностранцев должно осуществляться по стандартной схеме. Обязательному оформлению подлежит трудовой договор и приказ о приеме на работу.
Технология действий, которой следует придерживаться, отражена в законодательной документации, действующей на территории РФ.