Законно ли заставлять работника подписывать обходной лист при увольнении – скачать образец листка

Довольно часто в организациях используют такой документ, как обходной лист.

Он выступает в роли бегунка – позволяет собрать подписи сотрудников различных подразделений организации.

В текущей статье разберемся, зачем необходим листок, как он выглядит и правила его утверждения в организациях.

Обязателен или нет данный документ для подписания?

Зачем нужен — правомерность

Все руководители желают быть уверены в том, что увольняющиеся сотрудники передадут все дела и сдадут все ценности компании, а не заберут что-то довольно важное с собой.

Особенно такая предосторожность актуальна для материально ответственных лиц.

С целью обезопасить себя, компании вводят в документооборот обходные листы.

Листок выдается сотруднику за неделю или две до момента увольнения, чтобы человек смог успеть поставить все подписи в документе. Руководители каждого из отделов, включенного в обходной лист, должен поставить в нем свою подпись.

Когда при помощи данной формы выясняется, что сотрудник что-то не сдал, работодатель предъявляет требование о возврате. При отказе работодатель сможет взыскать компенсацию с него только через суд.

При этом работник не обязан подписывать обходной по закону. Запугивания работодателя о невозврате трудовой книжки и невыдаче расчета в случае неподписания считаются неправомерными. За задержку работника организация может быть привлечена к ответственности.

Важно! Конкретного обязательства оформить обходной лист в организациях для работодателей не установлено.

Обязательно ли подписывать работнику?

фото-2Согласно ч.4 ст. 84.1 ТК РФ работодатель несет обязательство в день увольнения сотрудника отдать ему трудовую книжку и расчет.

Законно ли отказывать в увольнении сотруднику, если он не подписал обходной лист?

Отсутствие подписей в обходном листке не дает право задерживать выплату положенных средств и выдачу трудовой книжки.

Поэтому нельзя заставить работника собирать подписи на этом документе.

Затягивание выдачи трудовой и расчета расценивается как нарушение трудового законодательства. Если дело дойдет до суда, работник выиграет его.

Сотрудник не обязан подписывать листок, однако сотрудники обычно спокойно собирают подписи, не желая заводить судебные тяжбы по поводу отстаивания своей правоты. Хотя при нарушении прав достаточно написать жалобу в трудовую инспекцию.

Как выглядит?

Обходной лист не обязательный документ компании, поэтому унифицированных форм законом не утверждено. Работодатели утверждают бланк самостоятельно.

Рекомендуемые пункты документа:

  • наименование компании;
  • данные увольняющегося работника;
  • наименование подразделений, в которых сотрудник должен поставить подписи;
  • Ф.И.О. руководителей указанных отделов и их подписи;
  • дата оформления документа;
  • дата расчета.

Также разрешается сделать записи о сданных материальных ценностях, если такие были выданы увольняемому лицу.

Скачать бланк бесплатно в word

Скачать образец обходного листа в word – ссылка.

Если за работником остались какие-то долги, то в листке это прописывается.

Как оформить приказ об утверждении формы?

Специальной формы такого документа нет. Единственное условие, он должен соответствовать всем правилам делопроизводства компании.

Рекомендуемые пункты для включения в документ:

  • фото-3название организации;
  • наименование приказа;
  • дата издания приказа;
  • номер документа;
  • о чем приказ и в связи с чем создан;
  • непосредственное указание об утверждении бланка обходного листа по форме, обозначенной в приложении приказа;
  • назначение ответственных лиц за исполнение приказа;
  • подписи заинтересованных лиц;
  • виза руководителя.

Скачать образец распоряжения

Скачать пример приказа об утверждении формы обходного листа – word.

Не рекомендуется в подобной документации допускать ошибок и исправлений. Приказ обязательно утверждается подписью руководителя.

Разрешается оформление на типовом бланке в печатной или рукописной форме. Все подписи должны быть «живыми».

Разрешается утверждать бланк совместно с другими внутренними документами, используя только один приказ, тогда он будет называться – «об утверждении форм документов в организации» и будет содержать несколько приложении с утверждаемыми бланками.

Полезное видео

Нужно ли заполнять работнику обходной лист при увольнении, рассказано в данном видео:

Выводы

По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:

  • Обязательства заполнять обходные листы в организациях на законном уровне для работодателя и работника не установлено.
  • Листок необходим для контроля факта передачи всех дел и ценностей, используется на усмотрения организаций.
  • Документ содержит подписи руководителей подразделений и подтверждают факт отсутствия претензий.
  • Специальная форма обходного листка законом не утверждена. Работодатель вправе разработать и утвердить бланк самостоятельно.
  • Для утверждения формы в компании используется специальный приказ. Типовой формы приказа на законодательном уровне нет, он составляется по формам компании в соответствии с основными правилами делопроизводства.
  • Разрешается одним документом утверждать сразу несколько форм различной внутренней документации.
  • Отсутствие в обходном листе каких-либо подписей не может затянуть увольнение сотрудника. Работодатель обязан в день увольнения выдать расчет и трудовую книжку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: